Поделиться с друзьями:
Информация для воспитателей
Когда ребенок отказывается в детском саду от еды, проанализируйте ситуацию: он не ест вообще, не хочет конкретные блюда или эпизодически капризничает. Для каждой ситуации вы найдете в таблице рекомендации диетолога и психолога. Диетологи и психологи утверждают однозначно: заставлять ребенка есть, какими бы ни были причины его отказа от приема пищи, нельзя. Когда ребенок не готов есть, в организме не выделяется желудочный сок, который необходим для правильного переваривания. Если еда попадает в желудок против его желания, то она будет плохо усвоена. Заставляя ребенка насильно есть, мы мешаем организму приспосабливаться, нанося вред его здоровью. Воспитатели должны найти правильный подход к малышу, никогда не забывая главное правило: никаких отрицательных эмоций за столом. Но детскому организму для полноценного роста и развития необходимы разнообразные питательные вещества в установленном СанПиНом объеме. Как накормить ребенка, не заставляя и не ругая его? Сколько калорий, белков, жиров, углеводов должны получать дети в сутки Пищевая ценность суточного рациона 2–3 года 3–7 лет Энергетическая ценность, ккал 1400 1800 Белки, в том числе животные, г/% 42/65 54/60 Жиры, г 47 60 Углеводы, г 203 261 Как выяснить, почему ребенок не ест Организм ребенка – саморегулирующая система, которая способна приспосабливаться к разным внешним условиям. Аппетит может снижаться при болезни, стрессе, смене обстановки, климата. Если ребенок капризничает и отказывается от еды, которую ему предлагают в детском саду, установите причину. Причин может быть пять: ребенок не привык к детскому саду, испытывает дискомфорт во время приема пищи, ему не нравятся блюда, которые готовят в детском саду, нарушен режим занятий и отдыха или он заболел. 1. Ребенок не привык к детскому саду Внимание Для здорового физического развития ребенок должен правильно питаться не только в детском саду, но и дома В том, что ребенок отказывается от еды в детском саду, часто виноваты родители. Питание в детском саду и дома должно дополнять друг друга. О дошкольном меню родители могут узнать из меню детского сада. Режим питания в выходные дни также нужно постепенно приближать к детсадовскому. И не торопите ребенка. Потребуется время, чтобы он привык к новым условиям. 2. Ребенок чувствует себя дискомфортно С любым приемом пищи у детей может быть связан страх. Причина его – психологические особенности ребенка и принципы воспитания в семье. Если родители во время кормления кричат на малыша, торопят его, ругают, упрекают в неаккуратности, заставляют есть, у ребенка может возникнуть негативное отношение к принятию пищи вообще. 3. Ребенку не нравятся блюда, которые готовят в детском саду Меню в ДОО часто сильно отличается от того, что ребенку предлагают дома. В этом случае ребенок будет отказываться от конкретных блюд. Причина – в его склонностях и привычках, с которыми он пошел в детский сад. Он чувствует себя некомфортно в обстановке, где по его вкусу и желанию никто готовить еду не будет и он должен есть то, что и все. Дошкольник может отказываться есть те блюда, которые он уже пробовал раньше и ему они не понравились. 4. У ребенка нарушен режим дня Такое возможно и в детском саду. Например, вместо прогулки на открытом воздухе ребенок пошел на групповое или индивидуальное занятие с логопедом. А ведь аппетит зависит от энергозатрат ребенка: чем больше он двигается, тратит свою энергию, тем лучше у него аппетит. 5. Ребенок заболел Отказ от еды – основной симптом многих детских заболеваний: от небольшой простуды до опасных вирусных инфекций. Три ситуации, когда ребенок отказывается от еды, и дали рекомендации, как их разрешить. Ситуации предполагают, что ребенок здоров или нет других симптомов заболеваний. Как накормить ребенка, когда он отказывается есть Ситуации Рекомендация диетолога Рекомендация психолога 1. Ребенок отказывается есть вообще Не кормите ребенка утром перед выходом в детский сад. Организуйте с родителями единый режим питания дома и в детском саду. Посоветуйте родителям показать ребенка гастроэнтерологу Не настаивайте, не пугайте наказанием или страшными историями. Предлагайте еду доброжелательно. Вызывайте интерес, положительные эмоции к еде. Постоянно не спрашивайте у ребенка, что он ел 2. Ребенок периодически отказывается есть Расспросите родителей, хорошо ли ребенок спал, много ли гулял, двигался. Организуйте правильный режим дня. Не давайте ребенку перекусывать между основными приемами пищи. Учитывайте индивидуальные особенности детей: кто-то медленнее переваривает пищу, кто-то быстрее Расспросите ребенка, не обидел ли его кто-нибудь, почему он в плохом настроении, о чем он думает, сидя за столом. Проанализируйте внешние условия: не поменялся ли воспитатель, повар, место, где ребенок принимает пищу 3. Ребенок не ест конкретные блюда Попробуйте блюдо сами: нравится ли оно вам. Попросите родителей готовить дома те же блюда. Расскажите простым, доступным детям языком, из чего сделано блюдо и почему оно полезно. Периодически предлагайте детям новые блюда Придумайте интересную подачу блюда. Используйте игровые элементы: «Съешь столько-то ложек»; «День чистых тарелок в детском саду», «Праздник супа»; «День рождения омлета» и т. д. Поддерживайте инициативу детей попробовать новое блюдо Ситуация 1. Ребенок отказывается есть вообще Есть дети, капризные в еде. Они отказываются принимать пищу и дома, и в детском саду. Родители мучаются с ними так же, как воспитатели. Такие дети постоянно требуют пищи, которая нравится только им и в то время, когда они хотят. В детском саду это сделать невозможно и не нужно. Объясните родителям, что перед выходом в детский сад утром ребенка лучше не кормить. Завтрак и другие приемы пищи должны постепенно стать важной частью его дня в новом месте. Воспитатель не должен заставлять ребенка есть, пугать его наказанием или страшными историями. Нельзя сравнивать ребенка с другими и требовать долго сидеть над тарелкой. Еду нужно предлагать доброжелательно, стараясь вызвать к ней интерес и положительные эмоции. Если не получается, оставить все, как есть. Не ест сейчас, значит, поест потом дома. Но вечером воспитатель должен поговорить с родителями, объяснить, что ребенок почти ничего не ел, спросить, как он питается дома. Когда ребенок не идет в детский сад, обязательно кормить его с утра, чтобы он не был голоден первую часть дня. Но питание не должно стать неприятной темой для малыша. Предупредите родителей, что не стоит постоянно спрашивать, что ел ребенок, а чего не ел. Подождите, пока дошкольник сам расскажет об этом. В противном случае родители лишь закрепляют проблему, ведь ребенок чувствует их волнение. Игнорировать проблему нельзя. Если ребенок длительное время отказывается от еды, прием пищи приносит ему дискомфорт, посоветуйте родителям обратиться к гастроэнтерологу. Плохой аппетит может быть вызван заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Ситуация 2. Ребенок периодически отказывается есть Когда ребенок периодически отказывается есть в детском саду, причины чаще всего внешние. Расспросите ребенка, не обидел ли его кто и не переживает ли он по поводу какого-нибудь случая. У дошкольника просто может быть плохое настроение, которое скоро пройдет. Ребенок может отказываться от еды и по физиологическим причинам: например, он не выспался. А уставший организм еду принимать не будет: дети лучше взрослых следуют биологическим потребностям организма. Возможно, ребенок только разыгрался, а его зовут к столу. Бывает наоборот: ребенок проголодался, а блюда еще не готовы. Проследите также, не ест ли ребенок в перерывах между основными приемами пищи конфеты, печенье, другие сладости. У детей индивидуальный обмен веществ: один ребенок быстрее переваривает пищу, у другого питательные вещества усваиваются медленнее. «Медленный» ребенок иногда отказывается от обеда, ведь у него еще не переварился первый и второй завтраки. Другими внешними причинами могут быть смена любимого воспитателя или замена повара. Ребенок привык получать вкусную еду из заботливых рук воспитателя. Но педагога поменяли – и вместе с ним для малыша стала чужой еда. Смена повара в детском саду всегда меняет вкусовые качества блюд, к которым дошкольники уже привыкли. Даже если блюда готовят на комбинате и строго по технологическим картам, смена повара и там отразится на пище. А дети сенситивны к любым изменениям. Ситуация 3. Ребенок не ест только конкретные блюда Если ребенок не ест только определенные блюда, поговорите с родителями. Возможно, он еще до детского сада был избирательным в еде. Склонности и привычки малыша не дают ему комфортно жить в коллективе, есть то, что едят все дети, так как хочется чего-то особенного. К детсадовскому питанию лучше подготовить ребенка заранее: познакомить его с едой, которую там будут давать. В современном обществе много детей, которые не ели ранее кашу, так как дома завтракают только бутербродами либо сухими завтраками с молоком. Каши, супы, запеканки периодически должны быть включены в рацион семьи. Ребенок, увидев в саду знакомое блюдо, попробует его гораздо охотнее. Не поздно начать это делать даже после адаптационного периода. Если ребенок отказывается от какого-то блюда в детском саду, попросите родителей приготовить это блюдо дома. Чтобы приучить ребенка есть те блюда, которые готовят в детском саду, можно прибегнуть к игровой форме. Например: «Съешь столько ложек, сколько тебе лет. Если будет вкусно, доешь остальное». Часто ребенка отталкивает вид нового блюда. Большинство детей – консерваторы, однако после трех-четырех «обязательных ложек» многие из них входят во вкус. Воспитатели могут также устроить «День чистых тарелок в детском саду» или праздник продуктов, который дети любят меньше всего: например, «Праздник супа», «День рождения омлета». Попросите родителей разнообразить домашнее питание, приучать ребенка не бояться новых блюд, а с любопытством их пробовать. Родители также дома могут использовать игровой прием: «Сегодня ты съел три ложки супа, а, спорим, завтра больше четырех не съешь?». ВНИМАНИЕ Что посоветовать родителям, если ребенок не ест дома 1. Не кормите ребенка дома утром перед выходом в детский сад. 2. Кормите ребенка теми же блюдами, что и в детском саду. 3. Не делайте из еды культа, постоянно спрашивая, что ребенок ел. 4. Никогда не ругайте ребенка, если он не хочет есть. 5. На своем примере покажите ребенку, как надо правильно питаться. 6. Если ребенок постоянно отказывается от еды, обратитесь к гастроэнтерологу. Как отказ от еды отражается на здоровье ребенка Если ребенок получает достаточное количество пищевых веществ и принимает пищу по расписанию, организм будет здоров. Это проявится в хорошем аппетите, радостном настроении, активном поведении. Ребенок охотно будет играть и общаться с другими детьми, сотрудниками детского сада, воспитателем. Физическое и нервно-психическое развитие такого ребенка будет соответствовать возрасту, а процесс адаптации проходить благоприятно. Недостаточное и нездоровое питание всегда отражается на детском организме. Диетологи указали семь основных симптомов нарушений в организме, связанных с питанием. Так как воспитатель весь день проводит с детьми и знает, кто из них всегда плохо ест, кто иногда капризничает, а кто предпочитает только пару любимых блюд, ему следует обо всех изменениях в пищевом поведении детей сообщать медсестре и родителям Какие симптомы у детей вызывает недоедание 1. Повышенная утомляемость, возбудимость. 2. Плаксивость, нервозность. 3. Отсутствие аппетита. 4. Дисфункции органов пищеварения. 5. Бледность, изменения кожи и слизистых. 6. Уменьшение подкожно-жирового слоя. 7. Снижение темпов роста, массы тела, гиподинамия. Литература: Журнал “Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ - №5 2019.
Отзывы
13.05.2019
Екатерина Сергеевна настоящий воспитатель с большим опытом работы. Всегда добра и ласкова с детьми,умеет найти к ним подход. Мой ребенок уже ходит в школу,и до сих пор вспоминает своего воспитателя. Я очень благодарна Екатерине Сергеевна за помощь в воспитании моего сына.
12.05.2019
полезная информация
Добавить отзыв